Наставления

Поста не чуждайтесь. Он — вещь прелюбезная. Только помалу… Обычно так, чтоб после еды все в душе оставалось по-прежнему, т.е. и та же теплота сердца, и та же светлость мысли. Это мерка.

Свт.Феофан Затворник

Бог особенно любит и помогает той душе, которая, имея от рождения не очень хорошие задатки, ревностно подвизается в духовной жизни и стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях, ослабленных дурной наследственностью. Я знаю многих людей, которые, приложив некоторое усилие, получили сильную помощь от Бога и освободились от того, что их обременяло. Для Бога такие люди настоящие герои. Ведь что преклоняет к нам Бога? Труд, который мы полагаем, чтобы победить ветхого человека.

Преп. Паисий Святогорец

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет, или, если кто, будучи обманут, перенесёт это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего.

Преп. Пимен Великий  

Душа имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся — такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества.

Преп. Петр Дамаскин

Когда демоны увидят, что мы презираем вещи мира сего, не желая из-за них ненавидеть людей и отпасть от любви, тогда воздвигает на нас клевету, чтобы мы не перенеся огорчения, возненавидели клеветников.

Преп. Максим Исповедник

У всегда воюющих против нас бесов есть обычай: посильным для нас и исполнимым добродетелям полагать преграды, а к непосильным и безвременным влагать сильное стремление. Всё же безвременное и безмерное — вредно.

Св.Феодор Эдесский

Бесы боятся, если увидят, что кто-нибудь, будучи подвергаем бесчестию, ущербам и всяким другим неприятностям, скорбит не о том, что подвергся этому, но о том, что не перенёс это мужественно.

Кротостью называют не только то, когда кто-нибудь переносит обиды от сильных людей, но когда уступает, будучи оскорбляем и людьми, которые считаются низшими.

Св. Иоанн Златоуст

Святое крещение, соделав нас чадами Божьими, восстанавливает нашу свободу, данную нам при сотворении, утраченную нами при падении. Восстанавливает силу воли, предоставляет нашей власти быть чадами Божьими, или отвергнуть усыновление.

Св. Игнатий Брянчанинов

Волю же Божью узнать легко по следующему признаку: если после молитвы, после серьезных размышлений Вы не чувствуете тяготы, печали, отвращения к делу, а чувствуете себя легко, с улыбкой, с легким сердцем помышляете о предлагаемом Вам деле, то – явный признак, что оно не против воли Божией.

Св. Николай Японский (Письма… СПб., 2002, с. 42).

Самолюбие и гордость обнаруживается особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причинённой нам другими намеренно или даже ненамеренно… людьми или окружающими нас предметами. Кто нетерпелив и раздражителен, тот не познал себя и человечества и недостоин называться христианином.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Вот, рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду.

Исаия 59:1-3

У преуспевающих в духовной жизни естество остаётся прежним: человеку суровому оставляется его суровость, а уступчивому — его уступчивость… Хотя они и остаются в прежнем своём существе, но в своих проявлениях изменяются под влиянием духовной жизни. Один по мягкости умоляет грешника и зовёт его к покаянию, а другой, суровый, наказывает согрешившего, сообразуясь с его силами и следит за действием наказания и ждёт покаяния.

Макарий Великий

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им.

Свт.Игнатий (Брянчанинов)

В болезни и вообще в немощи телесной, равно как и в скорби, человек поначалу не может гореть к Богу верою и любовью, потому что в скорби и болезни сердце болит, а вера и любовь требуют здравого, спокойного сердца. Поэтому не надо скорбеть, что в болезнях и скорбях мы не можем, как следовало бы, веровать в Бога и любить Его, усердно молиться Ему. Бывает неблагоприятное время и для молитвы.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Не знающий истины и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру.

Марк Подвижник

Если видишь погрешность ближнего, которую ты хотел бы исправить, и если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью — она исправляется кротостью.

преп. Иосиф Оптинский

Внешнее, видимое благочестие без внутреннего есть лицемерие и обман.

свт.Тихон Задонский

Осуждение самого себя приносит смиренномудрие, а оставление своей воли для ближнего с разумом есть смирение.  Чистота есть молиться Богу, не осуждать есть любовь. Долготерпение есть не помышлять ничего против ближнего. Боголюбивое сердце есть не воздавать (за зло). Безмолвие есть не допытываться того, что тебя не касается. Нищета есть незлобивое сердце. Владеть своими чувствами есть мир. Переносить всё есть кротость. Милостыня есть прощать. Порождает же всё сие отсечение воли своей. Это соделывает ум безмятежным.

Авва Исаия

Страсти в нас. Это надо знать и знать. Уходя в пустыню, мы уносим туда с собой и страсти. Там они действуют слабее, но утончённее. Прималейшей неосторожности, когда явится соблазн, они действуют с особенной силой и особенным лукавством. Удалившемуся от соблазнов должно бояться их более, чем вращающемуся среди соблазнов. В сердце нашем может произойти внезапно самое страшное изменение.

свт. Игнатий Брянчанинов

Святой Дух, вселившись в человека, разрушает в нём царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир Христов, производящий такое духовное наслаждение, что сердце, упоённое им, умирает для сочувствия греху и начинает постоянно пребывать при Боге и в Боге.

свт. Игнатий Брянчанинов

Когда, совершая службу свою, совершаешь её со смиренномудрием, как недостойный, то она принята Богом. Если же при этом взойдёт на сердце твоё гордостная мысль, и ты примешь её и, вспомнив об ином, спящем и нерадящем, осудишь его в мысли твоей, то знай, что тщетен труд твой.

Авва Исаия

Как распознать в себе гордость? Чтобы понять, ощутить её, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки воле твоей. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, допущенную другими, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Иаков, епископ Нижегородский

Нашему времени дан один подвиг — сознавать свои грехи и бессилие, каяться в них и претерпевать без ропота всё, что Господь попустит, но и это совершить мы можем, только испрашивая постоянно помощи от Господа. То есть мы должны по силе своей чаще обращаться молитвенно к Господу и никого ни в коем случае не осуждать, а всех прощать, чтобы по закону духовному самим не быть осуждёнными.

игумен Никон (Воробьёв)

Если будем правильно молиться, мы почувствуем необходимость молитвы, и не будем ощущать усталости, и будем часто повторять ее… Итак, молитва приносит не усталость, а отдых. Она утомляет нас, когда мы не постигаем ее смысла и не понимаем, что под ней разумели святые отцы. Когда мы поймем нужду в милости Божией и молитва не будет нам в тягость, сама эта нужда заставит нас открыть уста, как младенец открывает их, чтобы напиться молоком от груди матери… Молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» мы смиренно ищем милости Божией, чтобы спастись. Таким образом искореняются страсти, и приобретается добрый навык к молитве. Но мы не должны добиваться навыка только внешне, чтобы не создавались в нас псевдочувствования и заблуждения. Когда ты познаешь себя самого, восчувствуешь свою великую греховность и великие к тебе Божие благодеяния, тогда сердце сокрушится, пусть оно будет и гранитом, сами собой потекут слезы и ты не станешь понуждать себя самого ни к молитве, ни к слезам…

преп. Паисий Величковский

Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство.
Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью.

Свт.Николай Сербский

Кто ради Бога, для сохранения мира переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе.

Преподобный Макарий Египетский

Щадя других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и сохранишь способность молиться.

Преподобный Нил Синайский

Страсти в нас. Это надо знать и знать. Уходя в пустыню, мы уносим туда с собой и страсти. Там они действуют слабее, но становятся утончённее. При малейшей неосторожности, когда явится соблазн, они действуют с особенной силой и с особенным лукавством. Удалившемуся от соблазнов должно бояться их более, нежели вращающемуся среди соблазнов. В сердце нашем может произойти внезапно самое страшное изменение.

свт. Игнатий Брянчанинов

Монахам дело — помыслы очищать, а у мирян главное — намерения при делах исправные держать; а уж до чистоты куда им. И Бог не взыщет. Не таковы порядки у них.

свт. Феофан затворник

Просмотрено (666) раз